Введение

Предлагаемая монография подготовлена в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Экономика и социология знания». В ее основу легли итоги работы по этой программе, осуществление которой было начато в 2005 году. Актуальность данной программы обусловлена тем, что изучение современных тенденций экономики и социологии знания имеет непосредственное отношение к проблеме выбора стратегии современного развития России. В настоящее время можно говорить о возникновении в развитых странах нового типа общества, где сектор знаний играет решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста и процветания. В таком обществе экономика и социальная сфера функционируют особым образом. Экономика знаний - это не только новейшее направление в экономической науке, но и новый тип экономики. Социология знаний – это уже не только дисциплина со своей особой философско-социологической историей, но и новый тип социальной организации – «общество знания».

Термин «экономика знания» был введен в научный обиход в 1962 году американским экономистом Фрицем Махлупом, который рассматривал ее в качестве одного из разделов экономики (вроде экономики сельского хозяйства или транспорта). Однако уже в 1970-е годы стало ясно, что экономика знания представляет собой новый тип экономической организации общества, где производство знаний является источником роста экономики. Экономика знания пришла на смену индустриальной экономике точно так же, как эта последняя сменила в свое время доиндустриальную экономику, основанную на физическом труде и сельском хозяйстве. Она включает в себя два основных аспекта: во-первых, непрерывное создание благодаря прогрессу фундаментальных и прикладных наук новых технологий с последующим внедрением их в производство наукоемкой и востребованной рынком продукции и, во-вторых, продажу «ноу-хау» как знаний, которые становятся особым товаром на мировом рынке.

И если первый аспект товарной реализации научных знаний превратился в решающий двигатель экономического развития уже в эпоху индустриализма, то второй сложился преимущественно в современную эпоху и сегодня завоевывает престижные позиции на мировом рынке. Сложившаяся пропорция цен на сырье, продукцию, получаемую в результате его обработки, и на «ноу-хау», составляет примерно 1:10:100. В развитых странах продажа «ноу-хау» становится одним из важнейших источников бюджетных доходов (в США около 800 млрд. долларов в год). Причем, эти доходы приносят не только и даже не столько новые производственные технологии, сколько социально-гуманитарные (технологии организации, управления, коммуникации и т.д.). Здесь экономика знания тесно смыкается с социологией знания.

Термин «социология знания» был впервые предложен немецким философом Максом Шелером, однако последовательное развитие получил в опубликованной в 1929 году работе немецкого же социолога Карла Мангейма «Идеология и утопия». Мангейм рассматривал социологию знания как дисциплину, изучающую социальную детерминацию идей и типов мышления. Новый подъем интереса к социологии знаний произошел в 1960-е годы. Теперь основной фокус ее внимания сместился с гносеологических проблем на анализ обыденного, научного и технического знания. Возобновление интереса к социологии знания не случайно совпадает по времени с появлением экономики знания. В основе обоих явлений лежит признание того факта, что знания (любые знания, включая обыденные, научные и технические) стали играть определяющую роль в современных обществах, которые все более рассматриваются как «общества знания». Достаточно упомянуть лишь о возрастающей сциентизации всех сфер человеческой жизни, трансформации на основе новейших научных достижений характера власти, росте влияния экспертов. Таким образом, социология знания как научная дисциплина призвана решать насущные социальные проблемы общества знания.

Предпосылкой формирования общества знания в развитых странах Запада стала научно-техническая революция 1970-х годов. В СССР в условиях жесткого планирования экономики и ограничений на распространение любой социально значимой информации она не могла произойти в таких же масштабах. Перестройка и последующие рыночные реформы по большей части сняли эти препятствия. Однако выбранная стратегия реформ породила олигархический капитализм и дикий рынок, так что основная историческая задача – создание технико-технологической и экономической базы для постиндустриального развития - не была решена. В результате Россия вошла в мировое разделение труда как преимущественно сырьедобывающая страна. В этой связи особую важность приобретает изучение опыта функционирования экономики и социологии знания в развитых странах, а также выявление потенциала и стратегий перехода к ним в условиях России. Важно выявить возможности и способы рыночного регулирования и социальной организации, обеспечивающие создание и рост наукоемких производств, а также перспективы выхода России на мировой рынок знаний.

В первой главе данной монографии представлен исторический обзор развития концепций экономики и социологии знания с момента их возникновения вплоть до наших дней. Вторая глава посвящена практическим аспектам функционирования экономики и социологии знания и включает в себя как анализ новых экономических реалий и механизмов, обеспечивающих эффективное производство, распространение и использование знания, на опыте ведущих стран Запада, так и анализ трансформации социальной функции знания и его взаимоотношений с обществом. Наконец, в третьей главе анализируются проблемы и стратегии создания экономики и социологии знания в России.

Авторы надеются, что предлагаемая монография поможет лучше понять новейшие мировые социально-экономические реалии и будет способствовать решению задачи перехода нашей страны к экономике знания и обществу знания.

 

zip iconСсылка на архив с материалами монографии.