Если изучить ситуацию с академиями наук на постсоветском пространстве, то выяснится, что судьба РАН, которую взялось реформировать государство, отнюдь не уникальна. После распада СССР бывшие его республики начали трансформацию некогда единой и мощной системы организации науки, приспосабливая ее к новым реалиям. Во многих независимых государствах власть показала, что хочет получать от ученых бóльшую практическую отдачу.
У каждой страны был свой опыт преобразований. Очень интересным и поучительным он, с моей точки зрения, получился у Узбекистана. Не буду подробно говорить об исторических научных традициях прошлого, напомню лишь, что благодатная узбекская земля является родиной таких великих ученых, как аль-Хорезми, аль-Фараби, аль-Бируни, Ибн Сина, Улугбек, Навои, бессмертные творения которых вошли в сокровищницу общечеловеческой науки и культуры.
Важно и другое: за годы советской власти в республике (Академия наук Узбекистана была создана в 1943 году - в самый разгар Великой Отечественной войны) сформировалась разносторонняя система научных исследований. Мировое признание получили труды выдающихся ученых республики - действительных членов и членов-корреспондентов АН СССР - геолога Х.Абдуллаева, химиков А.Садыкова и С.Юнусова, физика П.Хабибуллаева, философа Э.Юсупова, академиков АН Узбекистана физика У.Арифова, математиков Т.Сарымсакова и С.Сираждинова, биохимика Я.Туракулова, механиков М.Уразбаева и В.Кабулова, экономистов С.Зиядуллаева и И.Искандерова. На каждом из возглавляемых ими направлений сформировались научные школы.
Развал СССР, в том числе единого научного поля, не мог не сказаться на деятельности АН Узбекистана. Сократилось финансирование, ослабли связи, прежде всего с российскими коллегами. Узбекская наука столкнулась с оттоком молодых, перспективных ученых, образовался разрыв между поколениями исследователей. Авторитет ученого в обществе стал падать. Преобразования стали неизбежными. На каком-то этапе Узбекистан, как в определенной степени и Россия, пошел по американскому пути - начал создавать при вузах научно-исследовательские подразделения, перенося “центр тяжести” с АН на высшие учебные заведения. Прошедшие годы, однако, показали: ожидания от этих реформ не оправдались.
Первым шагом нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, побывавшего недавно в Москве с официальным визитом (в ходе визита было подписано 38 документов, в том числе о сотрудничестве в области науки), после избрания в конце 2016 года стала встреча с ведущими представителями научного сообщества - членами Академии наук и Академии сельскохозяйственных наук, ректорами ведущих высших учебных заведений. В ходе обстоятельного разговора глава государства подчеркнул, что развитие страны и общества в соответствии с современными требованиями сложно представить без науки и особое место здесь принадлежит академии.
Вскоре после встречи было принято два документа: сначала указ главы государства “О мерах по дальнейшему совершенствованию и стимулированию деятельности академиков Академии наук Республики Узбекистан”, а 17 февраля нынешнего года - постановление президента Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Академии наук, организации, управления и финансирования научно-исследовательской деятельности”. Этими документами определен ряд важных мер по развитию научного потенциала страны. В частности, постановление предусматривает создание в Академии наук новых научно-исследовательских учреждений, а также возвращение под ее юрисдикцию ранее выведенных из ее состава институтов.
Так, возрождаются Институт математики им. В.И.Романовского на базе Института математики при Национальном университете Узбекистана (НУУ) и Институт ядерной физики на базе соответствующих лабораторий и уникальных объектов физического факультета НУУ, а также Центра радиационной безопасности при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан. Восстанавливаются Институт ионно-плазменных и лазерных технологий им. У.А.Арифова - на базе соответствующих лабораторий инженерно-физического факультета Ташкентского государственного технического университета, Институт механики и сейсмостойкости сооружений им. М.Т.Уразбаева - на базе Института сейсмостойкости сооружений Академии наук Республики Узбекистан и Научно-исследовательского центра по проблемам отраслевого машиноведения при Ташкентском государственном техническом университете. Возвращает прежний статус Институт химии и физики полимеров - в его основе будет Научно-исследовательский центр химии и физики полимеров при Национальном университете Узбекистана.
Институт востоковедения им. Абу Райхана Беруни возрождается на базе Центра восточных рукописей им. Абу Райхана Беруни при Ташкентском государственном институте востоковедения, Институт археологических исследований им. Я.Гулямова - на базе Института археологии в Самарканде и Ташкентского отделения Института археологии Академии наук Республики Узбекистан. Институт узбекского языка, литературы и фольклора воссоздается на базе НИИ узбекского языка и литературы при Ташкентском госуниверситете узбекского языка и литературы им. Алишера Навои.
В постановлении особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию организационной структуры Академии наук с образованием в ее составе отделений по физико-математическим и техническим, химико-биологическим, общественно-гуманитарным наукам. Будут усилены Каракалпакское отделение Академии наук и Хорезмская академия Маъмуна, создано новое отделение АН в городе Навои.
Сегодня рассматривается предложение ученых, хочу это подчеркнуть - инициатива идет снизу, а не спускается сверху, об объединении Академии наук и Академии сельскохозяйственных наук в единую Национальную академию наук Республики Узбекистан.
Постановление по-новому определяет и вертикаль управления - создается Государственная комиссия по науке и технологиям во главе с премьер-министром Узбекистана. На новый орган возлагаются задачи по разработке и реализации единой государственной политики в области научно-технической деятельности. Можно сказать, что это некоторое подобие существовавшего в СССР ГКНТ, о возрождении которого, кстати, не раз говорили российские ученые. Но, естественно, с учетом современных реалий, с более высоким статусом и полномочиями.
Высокий статус ГКНТ подкреплен тем, что при ней сформирован Фонд поддержки и развития научно-технической деятельности. Аккумулируемые в нем средства пойдут на создание в НИИ и вузах принципиально новых, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием научных лабораторий, на покрытие расходов по регистрации за рубежом прав на интеллектуальную собственность (патентов), созданных отечественными учеными в рамках государственных научно-технических программ. Деньги будут выделяться также на бесперебойное обеспечение лабораторий научными приборами, оборудованием, расходными материалами и комплектующими. На фонд также возложено покрытие расходов по обеспечению свободного доступа НИИ и вузов к ведущим мировым электронным научным базам данных, финансирование краткосрочных научных стажировок молодых ученых в ведущих зарубежных научных центрах.
Одна из самых болезненных проблем современной постсоветской науки - внедрение результатов научных исследований в практику, их коммерциализация. Новое руководство Узбекистана и на этом направлении вырабатывает новые подходы. В частности, планируется предоставление льгот и преференций предприятиям, внедряющим новые технологии и научные разработки. Предполагаются также меры, обеспечивающие непрерывность процесса подготовки научных кадров и высококвалифицированных специалистов, что очень важно, с активным привлечением зарубежных, российских ученых и в первую очередь соотечественников, работающих сейчас в других странах.
Наука никогда не ограничивалась государственными границами. Это ей априори чуждо. Но сегодня широкое научное сотрудничество актуально как никогда. Тесные научные и научно-образовательные связи Узбекистана и России не обрывались никогда. Так, в Ташкенте функционируют филиалы таких ведущих российских вузов, как МГУ им. М.В.Ломоносова, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, Российский госуниверситет нефти и газа им. И.Н.Губкина. Идет работа по многочисленным договорам НИИ и вузов с Российской академией наук, в частности, сейчас достигнуты договоренности о более тесных научно-педагогических контактах Ташкентского государственного экономического университета с Институтом проблем рынка РАН и Московской школой экономики МГУ им. М.В.Ломоносова. Все мы, естественно, за их углубление и расширение. Важно только, чтобы и РАН вновь обрела свой авторитет и стабильность.