Материалы Объединительной конференции региональной общественной организации содействия демократическим реформам "Мобилизация и Развитие"

(Москва, 09 июня 2000г.)

Стратегия для России

Доклад Л.С. Черного на Объединительной конференции РОО СДР «МИР»

1. Ключевая ошибка наших реформ

Вспомним начало реформ. С чем тогда мы имели дело? С рыночным романтизмом. Обещалось, что уход государства из экономики родит чудо. Чем это кончилось? Тем, что на стыке тысячелетий президент Ельцин попросил у россиян прощения. Чуда – не произошло.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. А Ельцин запустил огромные перемены. Достойно уважения мужество политика, признающего, что сделал ошибки. И - берущего ответственность на себя.

Но следующий шаг – в том, чтобы ошибки исправить. Сначала, как говорится, “разобрать их по косточкам”. И лишь на этой основе - строить новую экономическую стратегию.

Новый президент России Владимир Владимирович Путин, проявив политическую решительность, завоевал доверие народа. Решительность за прошлое не цепляется. И – не воюет с ним. Не шарахается из стороны в сторону. Только растерянный политик, не зная, что делать, сходу начинает все валить на предшественника. Путин не таков. И потому ему доверяет общество. Но отдав дань прошлому, решительность и исправляет его ради будущего. Стратегически корректирует курс.

Мы являемся категорическими сторонниками нового президента. Более того, мы верим в историческую миссию Владимира Путина. В его способность влить новое вино в меха российской державности. И потому мы крайне обеспокоены попыткой отдельных сил спасти ошибки прошлого от обсуждения и исправления. Более того – встроить эти ошибки в жизненно важные изменения, проводимые новым политическим лидером. Это может нанести серьезный урон и лидеру, и стране.

Рыночный романтизм действительно пытается перейти в наступление. Об ошибках он говорит так: “Ну, ошиблись! Не доработали во всем, что касается шокотерапии. Может, надо было и шокохирургии добавить? Ну, ничего, сейчас мы наверстаем упущенное”.

Политические последствия подобных безответственных утверждений могут стать буквально катастрофическими. Обществу будут сулить новое чудо и просить еще разок потерпеть. А если чуда снова не будет? Что тогда? Ведь, в отличие от политиков, рыночные романтики снова не признают ошибок. Платить за их прожекты вновь придется другим. Цена же может оказаться невероятно высокой.

РАСПАД РОССИИ – ВОТ КАКОВА БУДЕТ ЭТА, СОГЛАСИТЕСЬ, СЛИШКОМ ДОРОГАЯ ЦЕНА.

Спору нет, состояние дел требует решительных изменений. Государственный контроль все чаще подменяется рэкетом наглеющих взяточников. Бизнес же все чаще “приватизирует” госсистему. Может, и впрямь, чем меньше – тем лучше? Меньше будет общая территория для контактов государства и бизнеса – меньше будет рэкета, расхитительства!

Еще вчера мы, наверное, прельстились бы подобными примитивными рассуждениями. И аплодировали бы уходу государства из экономики. Сегодня мы уже не можем так рассуждать.

Судьба российского бизнеса полностью зависит от того, удастся ли построить иную, нежели сейчас, но еще более прочную связь с государством.

Можно и должно критиковать нынешний тип связи государства и бизнеса. Но недопустимо использовать эту критику для компрометации подобной связи как таковой. Потому что именно качеством этой связи, ее глубиной, интенсивностью, масштабностью, прочностью определяется жизнеспособность национальных экономик в XXI столетии.

2. Мировые тенденции и Россия

ЕЩЕ ВЧЕРА ГОВОРИЛОСЬ, И СПРАВЕДЛИВО – О СМЕРТИ ТОЛЬКО ЛИШЬ КОММУНИЗМА. СЕГОДНЯ – УЖЕ МОЖНО ГОВОРИТЬ КАК БЫ И О СМЕРТИ КАПИТАЛИЗМА. В ТОМ СМЫСЛЕ, РАЗУМЕЕТСЯ, ЧТО КАПИТАЛИЗМ В ПРЕЖНЕМ ЕГО ВИДЕ СОХРАНЯЕТСЯ СЕЙЧАС ТОЛЬКО НА ГЛУБОКОЙ ОБОЧИНЕ ОБЩЕМИРОВОГО ПРОЦЕССА ТОЛЬКО В СТРАНАХ ТАК НАЗЫВАЕМОГО “НАВСЕГДА ОТСТАВШЕГО ЮГА”

Что же изменилось в сути современного капитализма? Скажу лишь о самом важном.

ВО-ПЕРВЫХ, ПРИНЦИПИАЛЬНО ИЗМЕНИЛИСЬ ФИНАНСОВЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.

ВО-ВТОРЫХ, СТАЛИ СОВЕРШЕННО НОВЫМИ СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ И ПРИСВОЕНИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ.

В-ТРЕТЬИХ, КАЧЕСТВЕННО ИЗМЕНИЛОСЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ В МИРОВОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА.

Вот лишь три, очевидных для любого профессионала в бизнесе, именно стратегических изменения. Их достаточно для того, чтобы понять, - либо, либо. Либо – мы соединим бизнес и государство качественно новыми связями. Либо – столь масштабная и стремительная перестройка мировой экономики лишит Россию всяких шансов на выживание в XXI столетии.

Главные характеристики фантастического по своим масштабам и скорости преобразования мирового хозяйства – это, во-первых, СУПЕРКОНЦЕНТРАЦИЯ ФИНАНСОВ И ПРОИЗВОДСТВА, и это, во-вторых, СТРЕМИТЕЛЬНАЯ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ и того, и другого.

Мы наблюдаем настоящую “эпидемию” слияний и поглощений больших структур прежнего капиталистического мирового хозяйства. В результате появляются как явные, так и неявные сверхкартели и суперкорпорации. Структуры – сопоставимые по своему экономическому могуществу с валовым внутренним продуктом крупнейших государств мира. Эти сверхкрупные финансово-производственные субъекты принципиально нового типа начинают новую мирохозяйственную игру. Они фактически становятся скелетными конструкциями кардинально иных форм хозяйствования. А раз так – то и новых форм власти. Ибо одно без другого просто не существует.

ТОЛЬКО КРУПНЕЙШИЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ НОВОГО ТИПА ОКАЗЫВАЮТСЯ СТРАТЕГИЧЕСКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫ В XXI СТОЛЕТИИ. Только они и "делают погоду" на новой стадии процесса глобализации. И в этот момент кто-то говорит об уходе государства из бизнеса? Всюду государство берет на себя лидирующую роль в строительстве таких экономических субъектов нового типа! И только у нас ему предлагают самоустраниться? Но нужные новые экономические сверхкрупные структуры сами собой не выстроятся. Значит – в случае самоустранения государства они не выстроятся вовсе. То есть все вооружаются – мы разоружаемся. Все делают, образно говоря, экономические “тигры” и “юнкерсы”. Мы – тормозим производство своих экономических “Т-34”, катюш и прочего. Итог, мне думается, совершенно понятен. В качестве альтернативы этому унизительному итогу мы и выдвигаем принцип мобилизации и развития.

Не надо нас пугать последствиями усиления государственного участия в бизнесе. Стращать, как говорится, тем, что “вот-вот опять начнут строить”. Простите – если нужно выбирать между возможностью двигаться вперед в едином строю и возможностью слоняться на месте порознь, то мы выбираем первое.

СЕРЬЕЗНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННИКОВ СТРАНЫ СЕГОДНЯ ВОЛНУЕТ ВОВСЕ НЕ ЖЕЛАНИЕ ГОСУДАРСТВА ИМИ КОМАНДОВАТЬ. НЕ ТО, БУДЕМ МЫ ДВИГАТЬСЯ КАЖДЫЙ САМ ПО СЕБЕ ИЛИ В ЕДИНОМ СТРОЮ. БУДЕМ ЛИ МЫ ДВИГАТЬСЯ ВООБЩЕ? С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ? И КУДА?

ОТВЕТ НА ЭТО МОЖЕТ ДАТЬ ТОЛЬКО НАСТОЯЩАЯ КРУПНОМАСШТАБНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ. ПРИ ЭТОМ КРАЙНЕ ВАЖНО, ЧТОБЫ ДЕЛО НЕ СВЕЛОСЬ К ТЕМ ИЛИ ИНЫМ СКОЛЬ УГОДНО УМНЫМ СЛОВАМ. НУЖНА МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ТАКОЙ

СТРАТЕГИИ. ЕЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ В КОМПЛЕКС ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ. ТЕХ ПРОГРАММ, В РАМКАХ КОТОРЫХ ТОЛЬКО И МОЖЕТ СЕГОДНЯ РАЗВИВАТЬСЯ КРУПНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА ИНТЕРЕСЫ ДЕРЖАВЫ. ТЕХ ПРОГРАММ, КОТОРЫЕ В СОВОКУПНОСТИ ТОЛЬКО И ОБЕСПЕЧИВАЮТ МОБИЛИЗАЦИЮ И РАЗВИТИЕ.

Говоря о мобилизации и развитии, мы вовсе не имеем в виду мелочную опеку чиновника, зачастую прикрывающего своей никчемной дотошливостью элементарную вороватость.

Мы имеем в виду ту великую традицию Петра, которая породила настоящий капитал Великой России. Строгановых и Демидовых, ставших становым хребтом подлинной российской державности. И мы верим, что новая эпоха политической жизни России, приход которой мы отчетливо ощущаем, станет временем, когда по-новому, с опорой на современность, заработает именно эта традиция. Что возобладает наконец снова тот дух радикальных преобразований во имя возвеличивания страны, который столетиями веет из великого города на Неве.

И если уж завершать эту аналогию, то скажу. Пора, пора переплавлять в пушки корпоративности колокола рыночности. Потому что на уровне современных мирохозяйственных войн – можно утверждать, что шведы уже и под Нарвой и под Полтавой.

Новый тип сверхмощных мирохозяйственных структур, формирующихся на наших глазах, - это дело совсем не шуточное. Ведь каждая из таких структур может уже сегодня задействовать для создания “девятого вала” средства большие, чем те, которыми располагает в целом вся сегодняшняя Россия.

Все говорят о Соросе и его роли “злого волшебника”, создающего в мировом хозяйстве сокрушительные бури и смерчи. Предсказываю – вот-вот на горизонте появятся фигуры с такими возможностями, что Сорос еще покажется шаловливым мальчиком на лужайке.

Каждый раз, когда индексы высокотехнологических бирж падают на 6-10 % в день, все готовятся к мировой финансовой катастрофе. И каждый раз, когда эти индексы ползут вверх, утирают пот со лба: мол, опять пронесло. Но ясно же, что однажды не пронесет! И что тогда будут делать российская власть и российский бизнес? Заявляю со всей ответственностью: в своем нынешнем виде ОНИ ПРОСТО НЕ СМОГУТ ХОТЬ ЧТО-ТО ПРОТИВОПОСТАВИТЬ СТРЕМИТЕЛЬНОМУ ОБРУШЕНИЮ СТРАНЫ.

Мы настаиваем на том, что выработка новых отношений между государством и бизнесом категорически не должна быть сведена к тому, больше или меньше в этой смеси будет, например, государства. Бизнес - не спирт, а государственность – не вода. И мы не на ликеро-водочном заводе. Проблема вообще не в том, больше или меньше, добавить или убавить. Проблема в том, каким должно быть завтрашнее государство. Каков будет завтрашний бизнес. И каковы будут отношения между этими – совершенно новыми – величинами!

Ликеро-водочная логика изменения соотношений между государством и бизнесом имеет в своей основе представление, что мы – сами себе, что называется, закон и порядок. Захотим – усилим государственное влияние, захотим – ослабим. И главное – долго-долго еще, предоставленные сами себе, будем отгружать “цистерны со спиртом” и вывозить их “налево” через проходную своего маленького заводика.

Как бы не так!

МЫ НИКУДА НЕ ВЫСКОЧИМ ИЗ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ! ИБО ИЗ НЕЕ – ВЫСКАКИВАТЬ НЕКУДА!

А суть процесса глобализации в том, что новый класс супермощных мировых игроков требует такой открытости, какая для него выгодна. Он требует унификации экономических правил – и только такой унификации, которая отвечает его интересам.

Не будет у государства своих стратегических целевых программ – оно станет жертвой чужих программ. Подменит государство подлинное стратегическое руководство назойливым администрированием – оно попадет все в ту же ловушку. И тоже станет заложником чужой антироссийской игры!

Так где же выход? Что сегодня нужно для отстаивания российских стратегических экономических, а значит, и политических интересов?

ОТВЕЧАЮ – НУЖНО АКТИВНОЕ, ТВОРЧЕСКИ ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В СОЗДАНИИ НАШЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ЧАСТНО-СОБСТВЕННИЧЕСКОЙ СРЕДЫ. ТОЙ СРЕДЫ, КОТОРАЯ В ИГРЕ ПО НОВЫМ МИРОВЫМ ПРАВИЛАМ ТОЛЬКО И СМОЖЕТ БЫТЬ НАСТОЯЩЕЙ ОПОРОЙ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА. НАСТОЯЩИМ ЗАЩИТНИКОМ, А НЕ ЭКСПЛУАТАТОРОМ СВОЕГО ОБЩЕСТВА.

Многим хотелось бы извести эту среду, как говорят, "на корню". Для чего? Отвечу! В стратегическом плане – именно для того, чтобы наше государство оказалось один на один со сверхмощным чужим бизнесом! И – было в итоге сокрушено могущественными чужаками! Похоронив при этом под своими обломками весь народ. Всю историю! Всякую надежду на будущее!

Стратегию напряженности используют не только в геополитике. Ее используют и в экономике тоже. В тех случаях, когда хотят истребить экономический потенциал противника и завоевать нужную хозяйственную территорию. Для подобных подрывных целей можно, как и в геополитике, задействовать любые противоречия. Можно “разыграть” поборников реставрации социализма, а можно – тех, кто хочет рассыпать складывающееся российское предпринимательское сообщество. Называя это новым витком либерализации и реформ. Можно активизировать криминал. А можно – и разрушительно натравить на него тупых "борцов с преступностью и коррупцией". Мы это помним по Узбекистану, по истории распада СССР. Для разрушения – все эти стравливания годятся. Для созидания – нужна сплоченность. Подлинная сплоченность вокруг серьезных стратегических принципов.

3. Контуры и проблемы Российской стратегии

Такая сплоченность может быть названа конвергенцией государства и бизнеса. Стратегия подобной конвергенции находится пока еще в начальной стадии разработки. Нам еще очень многое надо понять. Найти разумные ответы на очень непростые вопросы. Подобный поиск может дать результат, лишь при объединении усилий практиков и ученых. Людей предпринимательства и представителей власти. Для такого объединения мы и собрались. Предварять то, что будет найдено в ходе серьезной работы было бы опрометчиво. Но столь же опрометчиво – не выдвигать никаких ориентиров. Делать вид, что мы начинаем с чистого листа. На самом деле нашим предпринимательством уже добыто кое-какое знание. Оно буквально выстрадано им в ходе освоения новой роли в обществе и новых мировых правил. В целом оно сводится к следующему.

ПЕРВОЕ. ОСНОВНОЙ ИГРОК НА СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ОТКРЫТЫХ РЫНКАХ – КРУПНЫЙ И СВЕРХКРУПНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИРОВОЙ КАПИТАЛ Этот капитал беспощадно уничтожает слабых. А значит – надо стать сильными. И не случайно ведь уже упомянутый мною Сорос пишет, что национальные интересы США требуют укрупнения американских рыночных субъектов. Все мы видим, что США и другие крупнейшие мировые игроки используют сейчас антимонопольное законодательство как дышло: "Куда повернешь, туда и вышло". Главное - добиться укрупнения и экспансии во имя национальных интересов. Ну, что ж - национальные интересы России требуют от нас такого же ответного действия.

ВТОРОЕ. Национальным интересам России отвечает не любой процесс укрупнения рыночных субъектов. РОССИИ НУЖЕН КРУПНЫЙ КАПИТАЛ, ВНУТРЕННЕ ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЙ НА ТАКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ, ОБОГАЩАЯ БИЗНЕС, УСИЛИВАЕТ И ТОЛЬКО УСИЛИВАЕТ СВОЕ ГОСУДАРСТВО. Именно в создании подобного капитала - главный секрет могущества и развития наиболее успешных стран мира.

Тем самым задача государства сегодня – активно участвовать в процессе выстраивания структур национального капитала. Делать эти структуры запрограммированными на державный и только лишь державный тип поведения. Это не роль "ночного сторожа". Но это и не роль грубого администратора. Это очень тонкая и одновременно весьма волевая роль. И для того, чтобы сыграть ее, нужно новое государство! Государство, способное быть ни больше ни меньше как архитектором экономических частно-предпринимательских макросистем.

ТРЕТЬЕ. Весь мировой опыт показывает, что государство не может играть такую роль, не находясь внутри экономического процесса. Это значит, что СОВРЕМЕННОЕ ДИНАМИЧНОЕ ГОСУДАРСТВО НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ КРУПНЫМ СОБСТВЕННИКОМ И РАСПОРЯДИТЕЛЕМ ФИНАНСОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ. И не только распорядителем! Не менее важно, чтобы государство превращало свои стратегические частно-предпринимательские структуры в сверхкрупные структуры нового типа. Структуры, обладающие новым пониманием своих задач и своей ответственности. То есть по сути – воспитывало свой стратегический бизнес. Но это требует совершенно новых способов управления как политическими, так и хозяйственными процессами.

ЧЕТВЕРТОЕ. Эти новые способы управления в совокупности как раз и представляют собой – одновременно гибкую и сильную – властную вертикаль. Это и есть искомое и необходимое нам сегодня. Вот почему любые меры по укреплению подобной вертикали мы будем только приветствовать. Важно лишь, чтобы не произошло, говоря образно, окостенения этого властного позвоночника. Дело здесь даже не в опасности для демократии. Дело в том, что отсутствие гибкости обернется просто новым застоем и обрушением. Ведь негибкий позвоночник - слишком легко сломать. В сфере экономики гибкость вертикали предполагает особый тип взаимозависимости государства и бизнеса. Каков же этот тип взаимозависимости? Используя аналогию из области политики, можно сказать следующее. СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО – КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ – И КРУПНЫЕ ЧАСТНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ РОССИИ ДОЛЖНЫ ВЫСТРОИТЬ МЕЖДУ СОБОЙ КАК БЫ “ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ”. ГОСУДАРСТВО В НЕЙ – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕДЕРАТИВНЫЙ ЦЕНТР. КРУПНЫЙ КАПИТАЛ – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФЕДЕРАТИВНЫЕ СУБЪЕКТЫ. И У НИХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБЩИЕ ЦЕЛИ. Превращение таких федеративных отношений в унитарные (вновь пользуюсь аналогиями из политики) опасно не тем, что государство будет больше командовать. Опасность – в том, что потеряется гибкость управленческого государственного каркаса. Все, что я говорил о мировом процессе, означает, что гибкость становится решающим слагаемым силы в XXI столетии. Сила унитарных систем - это сила в эпоху простых конвейеров. Сила эпохи компьютерных сетей – это нечто совсем другое. ПОДЧЕРКНУ ЕЩЕ РАЗ, НАМ НУЖНА НЕ ПРОСТО СИЛЬНАЯ, А СИЛЬНАЯ И ГИБКАЯ – ТО ЕСТЬ СОВРЕМЕННАЯ – ВЛАСТНАЯ ВЕРТИКАЛЬ.

ПЯТОЕ Экономический федерализм невозможен без федерализма политического. Переходя к унитарности, государство в XXI веке не придает дополнительную прочность политической вертикали. Нет, напротив, оно теряя гибкость, теряет и реальную силу. Другое дело, что политический федерализм не должен иметь ничего общего с сепаратизмом. С новой “феодальной раздробленностью”!

Что же нужно для того, чтобы федерализм в политике не поволок в эту сторону? Нужно правильное сочетание экономического и политического федерализма. ИМЕННО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ – ОН, И ТОЛЬКО ОН, - СТАНЕТ ГЛАВНЫМ БОРЦОМ С СЕПАРАТИЗМОМ В XXI CТОЛЕТИИ. ДА, ЭТО НОВАЯ РОЛЬ. НО МЫ ВИДИМ – ЕЕ ПОВСЮДУ НАЧИНАЮТ ОСВАИВАТЬ! ВОЗМОЖНО, РАДИ ЭТОГО И СОЗДАЮТСЯ СВЕРХКРУПНЫЕ ЧАСТНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ НОВОГО ТИПА. Кто не создаст их – тот проиграет все. Кто создаст – тот сохранит свое государство. Отстоит на деле в совершенно новых условиях великий принцип “единой и неделимой России”.

Снова подчеркну – гибкость становится решающим слагаемым в силе XXI века. Но эта гибкость не имеет ничего общего с расхлябанностью и разболтанностью. Если опять обратиться к аналогиям, то центральный компьютер в сети контролирует другие компьютеры не менее прочно, чем кабина экскаватора контролирует его стрелу или ковш. Но это другой контроль. Не дай нам бог в XXI столетии, испугавшись сепаратизма, начинать копировать управленческие машины прошлого. Тогда риск хаоса и развала России станет не меньше, а больше.

ШЕСТОЕ. Гибкость предполагает, что экономическая и политическая вертикаль дополняются главной вертикалью. Той, которая способна отвечать за мораль, духовность. За, если хотите, идейное здоровье общества. Все это рыночный романтизм считает второстепенным. НО ВЕДЬ ЗДОРОВЫЙ КАПИТАЛИЗМ ВСЕГДА БАЗИРОВАЛСЯ НА ДУХОВНОСТИ И МОРАЛИ. Так было всегда. А теперь, в условиях мирохозяйственной перестройки, это становится еще более актуальным. Возникают еще большие требования к сохранению и укреплению главной - духовной - вертикали любого жизнеспособного общества. Но, опять же, и в этой сфере - гибкость становится главным условием прочности. И этого нельзя не учитывать. Да, идейная борьба вовсе не ушла в прошлое. Но эта борьба в эпоху Интернета не имеет ничего общего с пресловутым “держать и не пущать”. Наивно было бы как-то иначе относиться сегодня к этим – слишком уже очевидным – качествам современности.

СЕДЬМОЕ. Гибкость – это совершенно новые приоритеты во всем, что касается роли знаний. Во всем мире - наука стремительно превращается в главную производительную силу общества. Россия до сих пор - одна из самых образованных и культурных стран мира. Российская культура накопила невероятный потенциал. Российский менталитет основан на широте кругозора. На собственном подходе ко всему, что касается поиска истины. Весь мир входит в новую, информационно-технологическую, эпоху. И в эту эпоху такие наши особенности могут оказаться решающими. Но многие процессы, идущие в нашем обществе, ставят такие перспективы под угрозу. И закрывать на это глаза просто нелепо.

И ПОТОМУ СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ДОЛЖНА СОДЕРЖАТЬ В СЕБЕ ОТВЕТ НА ВАЖНЕЙШИЙ ВОПРОС: КАК НАШЕЙ СТРАНЕ В XXI ВЕКЕ СТАТЬ НАСТОЯЩИМ “ОБЩЕСТВОМ ЗНАНИЙ”. В эпоху администрирования предприятия были "государственными винтиками" – и не более. Вращаясь в командно-административной машине, они не могли быть инновационным фактором экономики. А наука, в отрыве от инновационного фактора, постепенно впадала в карьерно-диссертационную спячку. Что же теперь?

Предприятия как бы освобождены. А инновационным фактором – не становятся. И это далеко не случайно! Ведь во всем мире только корпоративные сверхструктуры являются "инновационными пылесосами". Они и только они собирают воедино достижения науки и технологические ноу-хау. Да, пылинки подобных достижений зачастую возникают в малых, так называемых венчурных фирмах. Но без “пылесоса”, который запускают суперкорпорации, эти пылинки в миг развеет даже слабый рыночный ветер. И никакой инновационный прорыв не произойдет. Просто не будет нужной для прорыва стратегической концентрации инноваций.

Если мы не сумеем учесть это обстоятельство, мы останемся за бортом мирового прогресса. Скорость мировых изменений диктует нам необходимость всерьез задействовать свой, все еще немалый инновационный потенциал. Но для задействования нужны все те же отечественные разумно выстроенные корпоративные структуры. Не сумеем создать их в диалоге государства и бизнеса – навсегда отстанем от мира. И тогда угасание и бизнеса, и государственности фактически неминуемо.

ВОТ ГЛАВНОЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ ПРИ ВЫРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ. ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ДОПОЛНЕНО, ОСПОРЕНО, ДЕТАЛИЗИРОВАНО. НО БЕЗ ЭТОГО СТРАТЕГИИ НЕТ.

Заявляя об объединении для выработки стратегии, мы не посягаем на чьи-либо функции. Не выдвигаем никаких "заявок на власть". Мы хотим лишь сделать российское предпринимательство и наше политическое сообщество более открытыми друг другу. А значит, в большей степени готовыми сообща ответить на вызовы современности.

Но и это еще не все. И бизнес, и политики, и военные, и ученые – ничего не смогут без настоящей – мощной и осмысленной – общенародной поддержки.

Мы хотим помочь политикам получить именно такую поддержку. Ведь это – в наших долговременных интересах! И мы убеждены, что вне стратегии - такой поддержки не будет.

Мы выдвигаем цели, которые не могут быть чужды крупной российской политике. Мы верим, что пришло время такой политики. Мы хотим помочь победе такой политики. И ничего другого мы не хотим.

Меня все спрашивают, как мы понимаем мобилизацию. Да так же, как и отцы наши. ВРАГ БУДЕТ РАЗБИТ, ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ. ТОЛЬКО ТАК И НИКАК ИНАЧЕ.

Благодарю за внимание.

Резолюция Объединительной конференции РОО СДР "Мобилизация и Развитие"
(9.06.2000г.)

1. Заслушав и обсудив представленные доклады и выступления, Конференция констатирует следующее:

1.1. Наша страна прошла за годы реформ огромный путь. Достигнутые результаты - появление настоящих гражданских свобод, включая рыночные экономические отношения, - ни в коем случае нельзя недооценивать или отвергать. Но сегодня нельзя не признать, что на пройденном нами пути были серьезные ошибки и потери.

Полученные позитивные результаты реформ нужно закреплять и развивать. Ошибки прошлого нужно анализировать, исправлять - и идти дальше.

Новый Президент России Владимир Владимирович Путин продемонстрировал решимость, сохраняя достижения реформ, в то же время определять их новый курс и менять их стратегию. Такая его решимость получила мощную общественную поддержку. Мы - активно присоединяемся к этой поддержке.

1.2. Несмотря на ряд признаков улучшения ситуации в России, пока положение нашей экономики нельзя не признать глубоко кризисным. И государственный, и частно-корпоративный ее сегменты - слабы и неконкурентоспособны на большинстве мировых рынков.

Мы считаем, что для выхода страны из затянувшегося кризиса совершенно необходимо активное участие государства в экономической жизни, и в том числе - в выстраивании крупных российских частно-предпринимательских структур. В условиях глобализующейся мировой экономики XXI века эффективное, действительно конкурентоспособное национальное хозяйство возможно лишь на основе стратегического союза сильного государства - собственника и распорядителя ресурсов - со сверхмощными частно-корпоративными экономическими структурами.

Для реализации такой новой роли власти, для создания такого нового предпринимательства и их союза - государству нужна современная - сильная и гибкая - властная вертикаль. И все усилия Президента и правительства по выстраиванию подобной властной вертикали мы безусловно поддерживаем.

Но сильная властная вертикаль не сможет обеспечить действительного прорыва в проведении реформ, если не произойдет объединения вокруг целей и конкретных задач реформ всех заинтересованных социально-политических групп - власти, национального предпринимательства, ученых, военных, управленцев. Только при таком объединении возможна мобилизация всех здоровых сил общества для вывода нашей страны на траекторию ускоренного и эффективного развития.

1.3. И объединение общества вокруг целей реформ, и сама постановка и реализация задач мобилизации и развития России - требуют выработки крупномасштабной социально-экономической стратегии развития страны, конкретизированной в комплексе целевых программ. Только в рамках такой стратегии и таких программ получит новое дыхание национальное предпринимательство, ориентированное на государственные интересы. Только такая стратегия и такие программы - могут обеспечить настоящую, мощную и осмысленную, действительно общенародную поддержку.

Создание такой стратегии - стратегии выхода нашей страны из кризиса, стратегии мобилизации и развития, стратегии возвращения нашей России в ряд наиболее развитых, мощных и процветающих стран мира - сейчас главная сфера совместной ответственности союза российской власти, российского капитала и российского интеллектуального сообщества. Мобилизация, Развитие, сильное государство, сильное общество, сильная экономика, Великая Россия - вот цели, которых мы можем и должны достичь.

2. Исходя из своей оценки ситуации в России, Конференция МИР постановила:

2.1. Одобрить основные направления и принципы концепции социально-экономического возрождения России, сформулированные в «Письме 33-х» и ряде последующих, развивающих это письмо, подготовительных документов «МИР».

Признать, что объем осуществленных в этом направлении наработок позволяет начать выстраивать реальную стратегию развития России, включающую современное и эффективное взаимодействие государства и бизнеса.

Признать, что только при налаживании такого взаимодействия возможно:

преодолеть существующие кризисные явления в экономике России;

защитить лучшие завоевания последнего десятилетия;

устранить деформации и смягчить издержки реформ;

не допустить накопления новых неоправданных издержек реформирования, неминуемых при попытках игнорировать необходимость современной, гибкой и прочной связи между государством и бизнесом.

2.2. Считать, что накопленный концептуальный багаж дает «МИР» возможность начать переход от ранее предложенных принципов и моделей – к созданию единой многоуровневой стратегии, позволяющей обеспечить мощный импульс развития России.

2.3. Считать основной целью деятельности "МИР" активное участие в разработке, совместно с государственными органами и другими заинтересованными общественными организациями, комплексной стратегии вывода России из кризиса и мобилизации всех здоровых общественных сил для форсированного развития страны.

2.4. Для наполнения разрабатываемой стратегии конкретным детализированным экономическим содержанием, для ее насыщения тем живым российским опытом, без которого даже самые разумные разработки всегда будут только выхолощенными, бумажными построениями, считать необходимым:

- Проводить мониторинг экономической и социально-политической ситуации в России. Выявлять и оценивать "болевые точки" и "узкие места", а также "зоны и точки роста" во всех сегментах российского хозяйственного, политического и социального организма;

- Разрабатывать модели адаптации отечественного и зарубежного опыта стратегического взаимодействия государства и бизнеса к современным российским условиям;

- Выявлять и развивать, в соответствии с российской действительностью и новыми тенденциями общемирового процесса, научно-технологический инновационный потенциал России. Готовить предложения по форсированному развитию технологий и отраслей - возможных "инновационных локомотивов" для российского хозяйственно-экономического комплекса;

- Системно обобщать, с учетом мировых тенденций и современной ситуации в России, российский и зарубежный корпус нормативных актов в сфере социально-экономических отношений. Разрабатывать комплекс законодательных мер, способствующих выходу из кризиса, мобилизации и развитию России;

- Оперативно откликаясь на происходящие изменения, разрабатывать модели антикризисного управления и развития социально-экономического комплекса на уровне регионов и отраслей;

- Без всякой административной необязательности, но и без неуемного филантропства, оказывать реальную действенную помощь конкретным предложениям предпринимателей - членов "МИР" в налаживании необходимых экономических связей, привлечении инвестиций, решении других хозяйственных и юридических проблем.

2.5. Проводить обсуждение полученных по всем перечисленным направлениям концептуальных и практических результатов на семинарах и конференциях МИР, с приглашением экспертов, предпринимателей-практиков, представителей власти.

2.6. Направлять разработки МИР концептуально-стратегического характера, а также предложения по конкретным целевым программам и антикризисным мерам заинтересованным общественным организациям и органам власти различных уровней. Принимать участие в практическом воплощении принятых к исполнению мер.

3. Для реализации поставленных целей и задач Конференция считает необходимым:

3.1. Учредить следующие рабочие органы РОО СДР "Мобилизация и Развитие" ("МИР"):

3.1.1.Исполнительный комитет "МИР" во главе с Председателем Исполкома "МИР" и восемью членами Исполкома;

3.1.2. Президент "МИР";

3.1.3. Рабочие группы "МИР" во главе с Руководителями рабочих групп.

3.2. Установить Исполкому "МИР" во главе с Председателем Исполкома следующие обязанности:

- организация и координация текущей уставной деятельности "МИР", включая проведение заседаний Исполкома и Общих Собраний "МИР";

- организация и контроль деятельности Рабочих групп;

- представление результатов деятельности "МИР" общественности в России и за рубежом, включая проведение семинаров и конференций, а также публикацию результатов деятельности в СМИ;

- управление собственностью "МИР";

- организация приема в "МИР" новых членов - физических и юридических лиц, а также выхода указанных членов из Организации;

3.3. Установить Президенту "МИР" следующие обязанности:

- координация связей "МИР" с другими общественными организациями;

- координация представления "МИР" и его разработок общественности и органам власти различного уровня;

- концептуальная ориентация деятельности Рабочих групп "МИР".

3.4. Установить, что Рабочие группы "МИР" во главе с их Руководителями ведут конкретную работу по решению первоочередных задач "МИР", поставленных в резолюции Конференции, а также уточненных на Общих собраниях "МИР" и заседаниях Исполкома "МИР".

3.5. Исполкому "МИР" совместно с Президентом "МИР" в срок до 15 июля с.г. подготовить и разослать членам "МИР" предложения по задачам, составу, организации и процедурам деятельности рабочих групп.

3.6. Исполкому "МИР" подготовить к публикации сборник докладов Конференции.

3.7. Исполкому "МИР" разместить электронную версию основных материалов Конференции на сайте "МИР" в Интернет.

3.8. Исполкому и Президенту "МИР", учитывая высокий интерес к программным установкам и деятельности "МИР" в различных регионах России, провести анализ целесообразности и возможности создания региональных отделений "МИР".

Москва, 09 июня 2000г.