Материалы Третьей отчетно-выборной Конференции МОО СДР «Мобилизация и Развитие»

Экономика России в контексте мирового развития
Доклад Л.С.Черного на III отчетно-выборной Конференции Межрегиональной общественной организации «Мобилизация и развитие», состоявшейся 28 мая 2004

Уважаемые дамы и господа, коллеги, Россия, после завершения непростого выборного периода, вступает в новый этап экономических реформ.

Каковы их главные стартовые условия?

Во-первых, мы уже достаточно заметно открыты миру – и политически, и экономически. И потому глубоко зависимы от многих глобальных процессов.

Во-вторых, в глобальном мире налицо острый политический кризис, в котором война в Ираке – это только частный эпизод. В глобальном мире не преодолен спад, и дальнейшие перспективы развития мировых рынков далеко не ясны.

В-третьих, анализ показывает, что сложившийся в России экономический механизм – сам по себе "сырьевую" экспортную ориентацию российской экономики изменить не может. Ростки эффективного "несырьевого" и высокотехнологичного хозяйства пока сравнительно слабы. А "сырьевой мотор" российской экономики не обеспечит ни нужных нам темпов роста ВВП, ни инвестиционных ресурсов для "несырьевого" промышленного рывка.

Более того, эксперты вскоре ожидают заметного снижения мировых цен на сырье и повышения цены займов на внешних кредитных рынках. Что неизбежно снизит инвестиционный потенциал российского хозяйства.

Значит, нам требуется достаточно радикальная структурная и технологическая перестройка экономики. Причем в условиях, когда придется опираться в основном на наши собственные российские ресурсы.

Как это делали в истории другие рыночные страны?

Прежде всего, за счет резкого наращивания хозяйственно-экономической роли государства. А также – за счет мер, повышающих инвестиционную и инновационную активность частного бизнеса. Именно связка "государство-бизнес", в которой целевые ориентиры задает государство – секрет любого известного "экономического чуда".

Так президент Рузвельт выводил Америку из Великой депрессии. Так США при помощи программы "Аполло" возвращали себе роль мирового научно-технологического лидера. Так выходили из послевоенного кризиса и действовали до 80-х годов Франция, Великобритания, Италия, Германия. Так в 1970-90 годах делали экономический рывок Япония и "азиатские драконы". Так сейчас совершает свой экономический рывок Китай. И так же действует сегодня в США президент Буш. Он не боится бюджетного дефицита и резко наращивает госрасходы на высокотехнологические и другие программы.

То есть, в современном мире экономически сильное и активное государство – не исключение, а общее правило; важнейший фактор национального хозяйственного развития. И главный инструмент государственной экономической активности – это мощный бюджет.

А потому нам нужно принципиальное изменение бюджетной политики. В том числе, увеличение и разумное использование государственных расходов. Острый финансовый кризис конца 90-х годов, который диктовал нам необходимость снижения госрасходов, остался в прошлом. Мы накопили очень крупные золотовалютные резервы. Мы регулярно получаем дополнительные доходы в государственную казну. Но при этом – продолжаем сокращать бюджет.

В развитых странах Европы доля госрасходов в ВВП за последние 12 лет выросла в среднем с 43 до 46%. А у нас реальный консолидированный бюджет уже упал до примерно 30% ВВП.

Как увеличить бюджет и его инвестиционный потенциал?

Немалые возможности повышения доходов бюджета могут дать более гибкая и точная таможенная и тарифная политика, укрепление налоговой и таможенной дисциплины, а также изъятие экспортных сверхдоходов.

Но, прежде всего, надо рационально использовать финансовые поступления, которые мы получаем за счет высоких мировых цен на сырье и развития отечественного бизнеса. Избыточные золотовалютные резервы и дополнительные доходы бюджета должны стать инвестиционной основой крупных национальных программ.

Однако повышать доходы и расходы бюджета бессмысленно, если мы будем тратить деньги неэффективно и не по назначению. И дело не только в борьбе с коррупцией или смене руководящих лиц.

Мы не добьемся серьезных результатов, если быстро не создадим в России современную государственно-рыночную инфраструктуру. То есть – системные механизмы, которые превращают государственные и предпринимательские деньги в стратегические инвестиции.

Прежде всего, российской экономике остро недостает современной кредитной системы. Так, например, в мировой практике банковские кредиты составляют 20-30% инвестиций в основной капитал. В России – они не достигают и 3% инвестиций.

Другой важный источник инвестиций в основные фонды – выпуск, продажа, залог акций компаний. Но в России рынок акций явно неразвит и недооценен. На конец 2003 г. его суммарная капитализация не достигла и 30% ВВП. В развитых странах капитализация рынка акций составляет, как правило, от 70 до 130% ВВП. По совокупной капитализации финансового сектора Россия отстает от развитых стран еще сильнее – в 6 – 20 раз.

А недооцененный фондовый рынок означает, что получать инвестиции путем выпуска и залога акций – предприятиям просто невыгодно.

Представляется, что одним из возможных крупных источников инвестиций является использование золотовалютных резервов Банка России. Но не по привычной "инфляционной" схеме прямого рефинансирования коммерческих банков. Рефинансирование комбанков можно было бы проводить так, как это делалось и делается в развитых странах Европы. А именно – под залог вексельных обязательств предприятий, как конечных заемщиков.

Думаю, что такой механизм резко повысит инвестиционный ресурс России именно в наиболее дефицитном сегменте "длинных денег". "Вексельные" кредиты для предприятий будут дешевле, чем займы на внешних финансовых рынках. А для ЦБР доходы от займов наверняка окажутся выше, чем проценты от размещения резервов в казначейских обязательствах США или других стран.

Наконец, для России важно, что такой инвестиционный механизм будет минимально инфляционным. Он, как показывает, например, германский и британский опыт, может автоматически балансировать потребность экономики в деньгах и наличие денег.

Нередко говорят, что Россия быстро решит инвестиционные и структурные проблемы экономики, открывшись мировым рынкам. Мол, повысим сырьевые внутренние цены до уровня мировых, либерализуем валютное регулирование, вступим в ВТО – и все будет в порядке.

Конечно, это не так. Большинство российских предприятий пока слабы (в том числе по части доступа к инвестиционным деньгам и современным технологиям). У наших предпринимателей пока явно недостаточно опыта работы в открытой экономике. И потому успешно конкурировать на открытых мировых рынках и даже внутреннем рынке – сейчас способны далеко не все.

А это значит, что на нынешнем этапе многие сектора российского хозяйства нуждаются в "щадящем" режиме конкуренции. То есть, в невысоких внутренних ценах на сырье и тарифной защите от дешевого импорта.

На это нередко отвечают, что правила ВТО позволяют защищать внутреннего производителя не тарифами, не низкими внутренними ценами, а заниженным курсом национальной денежной единицы. И что сегодняшний курс рубля в три раза ниже паритета покупательной способности, то есть то же самое, что таможенные пошлины в 200%.

Это действительно так, если речь идет о конкуренции с развитыми странами, где курс валюты близок к паритету покупательной способности. Но это – никакая не защита, например, в конкуренции с Китаем или Индией, которые также проводят политику заниженного курса национальной валюты.

Например, Китай много лет настойчиво призывают либерализовать производство и валютно-финансовое обращение. И он, даже вступив в ВТО, не уничтожает мощнейший и активный госсектор. Он очень осторожно открывает свои рынки капитала. И упорно сохраняет многократно заниженный курс валюты, примерно 8 юаней/долл.

При этом Китай уже давно мировой лидер по объемам производства в ряде отраслей тяжелой и легкой (например, текстильной) промышленности. А в последние годы он производит больше всех в мире таких высокотехнологичных товаров, как цветные телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, мобильные телефоны, кондиционеры, Ди-Ви-Ди-системы. Кроме того, Китай уже производит наукоемкую продукцию инвестиционного назначения, которую нынешняя экономика России производить не может.

Как, спрашивается российская промышленность может конкурировать с китайской. Которая работает под защитой заниженного курса юаня, дешевых госкредитов для предпринимателей и мощной ресурсной господдержки? И потому, я считаю, велик риск того, что слабая и полностью либерализованная экономика России будет быстро поглощена мощной экономикой Китая. Не США, не Европы, а прежде всего Китая.

Еще раз повторю: не может экономика в полностью открытом режиме конкурировать на мировых рынках, если нет современной инфраструктуры такой конкуренции. Если нет сильного предпринимательского сообщества, мощной кредитной системы и развитого фондового рынка.

Нельзя форсировать либерализацию валютной и торговой сферы, если для этого не созданы полноценные экономические основания.

Нельзя отказываться от существующих способов управления курсом рубля, если других способов в нашем распоряжении нет.

В заключение хочу подчеркнуть, что сегодня и мировая политика, и мировая экономика находятся на "кризисном перепутье". Они, как мы видим каждый день, очень резко меняются.

И потому нам в России нужно вести свои экономические реформы особенно вдумчиво и осторожно. Чтобы не оказаться в положении генералов, которые готовятся к прошлым войнам и проигрывают следующие.

Отчетный доклад Исполкома
(28 мая 2004 г.)

В отчетный период, в соответствии с резолюцией нашей предыдущей Конференции, «МИР» решал как организационные, так и научные, методологические и практические задачи.

Организационное направление

По организационному направлению основные усилия Исполкома были нацелены на достраивание и укрепление эффективно действующего центрального аппарата «МИР», а также на расширение географических масштабов нашей деятельности и повышение активности работы наших региональных отделений.

За истекшие с последней нашей отчетно-выборной Конференции два года количество региональных отделений «МИР» возросло до 25. Наращивается кадровый и исследовательский потенциал региональных отделений, повышается качество и углубляется содержание проводимых в регионах исследовательских проектов.

К работе региональных отделений постоянно привлекаются новые профессиональные, талантливые и инициативные люди. Знаменательно, что в отчетный период в региональных отделениях «МИР» подготовлены к публикациям несколько интересных и актуальных монографий и сборников статей

Исполком по-прежнему занимается подбором, организацией и поддержкой экспертных рабочих групп «МИР» для развернутых исследований наиболее острых социально-экономических проблем.

Активно и успешно работает небольшой, но сильный аппарат нашего объединения в Москве, который координирует деятельность отделений и создаваемых тематических "рабочих групп" «МИР», а также организует научно-методические семинары в столице и регионах.

Ведется широкая работа по улучшению координации действий между отделениями нашей организации, а также уяснению тех задач и проблем, которые могут решаться совместными усилиями.

Направление научно-методологических работ

За отчетный период с участием «МИР» организовано и проведено 25 конференций, семинаров, круглых столов и научно-деловых встреч, посвященных анализу ключевых проблем социально-экономического развития России и ее регионов и отраслей, а также поиску путей их решения.

Среди наиболее важных и результативных мероприятий этого рода необходимо отметить:

24 – 26 сентября 2002 года

Семинар: "Европейская социальная теория: источники и вызовы".

Организаторы и участники: Европейская социологическая ассоциация, Институт социально-политических исследований РАН, "МИР", Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московский государственный социальный университет.

1 – 2 октября 2002 года

Международная научно-практическая конференция: "Качество жизни и практика социальной экономики" (г.Белгород).

Организаторы и участники: Министерство образования Российской Федерации, Российская академия естественных наук (Белгородское отделение), администрация Белгородской области, Белгородская государственная технологическая академия строительных материалов, "МИР".

23 –25 апреля 2003 года

Семинар и отчетно-выборная конференция Санкт-Петербургского отделения Российской академии естественных наук.

Организаторы и участники: Российская академия естественных наук, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Институт бюджета, Санкт-Петербургская государственная лесная академия, "МИР".

4 ноября 2003 года

Междисциплинарный научно-практический семинар: "Социальный контекст рыночной экономики".

Организаторы и участники: Центральный экономико-математический институт РАН, Институт социально-политических исследований РАН, "МИР", Российская академия социальных наук, Московский государственный социальный университет, информационное агентство "Росбалт".

11 марта 2004 года

Круглый стол на тему: "Конституционное развитие России".

Организаторы и участники: Российская академия социальных наук, Ученые Советы ИСПИ РАН и МГУ, Президиум российской социологической ассоциации, Московский интеллектуально-деловой клуб и Арбатский клуб, "МИР".

Март-апрель 2004 года

Презентация новой монографии Президента «МИР» Льва Черного "Глобализация – прошлое или будущее? Трансформация рыночных хозяйственно-экономических систем".

19 – 21 апреля 2004 года

Презентация сборника "Социальные и гносеологические проблемы российского общества" в Ярославле.

Организаторы и участники: МОО СДР "МИР" и Ассоциация преподавателей ВУЗов Ярославской области.

Из других важных оргмероприятий отчетного периода, проведенных Исполкомом «МИР», необходимо отметить постоянное активное участие нашего объединения в деятельности (включая предоставление грантов "МИР" перспективным студентам и аспирантам) Международного научного фонда экономических исследований академика Н.П.Федоренко. Л.С.Черной избран членом попечительского Совета Фонда Федоренко.

Наконец, в отчетный период Исполком и рабочие группы "МИР", совместно с ИСПИ РАН и ЦЭМИ РАН, подготовили и передали ряд предложений, относящихся к повышению эффективности управления российским хозяйственно-экономическим развитием и представляющих интерес для органов власти различного уровня.

Направление научно-издательской деятельности "МИР"

По этому направлению в отчетный период главными результатами нашей работы являются следующие публикации:

2002 год

Сборник докладов и материалов отчетно-выборной конференции "МИР". М, 2002.

"Экономика, Общество, Человек". Сборник научных трудов кафедры экономической теории Белгородской государственной технологической академии строительных материалов. Выпуск I Белгород, 2002.

Зиядуллаев Н.С. "СНГ: дорога в третье тысячелетие. Проблемы развития и перспективы укрепления Содружества". М, 2002.

Сборник докладов Международной научно-практической конференции "Качество жизни: теория и практика социальной экономики", в двух частях. Белгород, 2002.

"Экономика, Общество, Человек". Сборник научных трудов кафедры экономической теории Белгородской государственной технологической академии строительных материалов. Выпуск II Белгород, 2002.

2003 год

Жуков В.И. "Российские реформы: социология, экономика, политика". М, 2003.

"Экономика, Общество, Человек". Сборник научных трудов кафедры экономической теории Белгородской государственной технологической академии строительных материалов. Выпуск III Белгород, 2003.

Пузановский А.Г., Морозов А.П. "Государственное регулирование в условиях модернизации азиатских стран". М, 2003.

"Экономика, Общество, Человек". Сборник научных трудов кафедры экономической теории Белгородской государственной технологической академии строительных материалов. Выпуск IV. Белгород, 2003

Сборник коллектива авторов: "Новые рубежи развития российских реформ". М, 2003.

"Экономика, Общество, Человек". Сборник научных трудов кафедры экономической теории Белгородской государственной технологической академии строительных материалов. Выпуск V. Белгород, 2003

Сборник коллектива авторов: "Решение демографических проблем – важнейший социальный приоритет России". Москва, 2003 г.

Зорин В.Ю. "Национальная политика в России: история, проблемы, перспектива". М, 2003.

Сборник научных трудов: "Высокие технологии – путь к прогрессу" (совместно с Саратовским научным центром РАН и Минпромнауки и технологий Саратовской области). Саратов, 2003.

2004 год

Сборник научных трудов "Социальные и гносеологические проблемы общества". Ярославль, 2004.

"Экономика, Общество, Человек". Сборник научных трудов кафедры экономической теории Белгородской государственной технологической академии строительных материалов. Выпуск VI Белгород, 2004

Сборник докладов на семинаре "Социальный контекст рыночной экономики" (совместно с ЦЭМИ РАН, ИСПИ РАН, РАСН). Москва, 2004 г.

Мы считаем, что для общественной организации, созданной всего четыре года назад, полученные нами результаты вполне удовлетворительные.

Однако, как все мы понимаем, сейчас и в России, и в мире происходят очень глубокие и масштабные перемены. И мы не имеем права быть их пассивными свидетелями.

Мы должны активно участвовать в процессе осознания направлений и содержания этих перемен. И должны действовать для того, чтобы эти перемены приводили к повышению эффективности российской политики и экономики и благосостояния наших граждан. И к тому, чтобы наша Россия становилась богаче и сильнее.

Итоговый документ Третьей отчетно-выборной Конференции МОО СДР «Мобилизация и Развитие»
(29 мая 2004 г.)

1. Конференция констатирует следующее:

1.1. За истекшие 2 года социально-экономическое положение в России существенно изменилось к лучшему. Прошедшие парламентские и президентские выборы показали, что реально укрепилась вертикаль государственной власти, обеспечена необходимая стране и крайне важная социальная стабильность. Заметно улучшилось хозяйственное положение большинства российских предприятий, принят ряд очень важных законов, повышающих возможности ведения в России прозрачного и эффективного бизнеса.

Однако, несмотря на безусловное улучшение ситуации в России, пока положение нашей экономики нельзя признать благополучным.

1.2. И государственный, и частно-корпоративный сегменты российской экономики – слабы и неконкурентоспособны на большинстве мировых рынков. Фактически единственные экспортные «моторы» нашего хозяйства – сырьевые и отчасти оружейные отрасли. Инвестиционный процесс и процесс обновления производства слабо затрагивает большинство предприятий других отраслей, что сохраняет или даже усиливает «сырьевую» деформацию российской экономической системы.

1.3. Уровень развития финансово-кредитной сферы российской экономики все еще крайне далек от тех требований, которые предъявляют к нему поставленные Президентом В.В.Путиным задачи форсированного экономического роста.

Российские банки недостаточно мощны для массированного кредитного обеспечения даже небольшого числа крупных и сверхкрупных корпораций, и значительная часть заемного капитала поступает из-за рубежа. В то же время средние и мелкие предприятия фактически лишены доступа как к отечественным, так и к зарубежным кредитным ресурсам для своего развития.

Фондовый рынок России до сих пор развит совершенно недостаточно, активы подавляющего большинства российских компаний (включая крупнейшие сырьевые компании) сильно недооценены.

1.4. По-прежнему сохраняется тенденция отказа государства от активной структурной и промышленной политики, от мощных регулирующих воздействий на экономику. В то же время совершенно очевидно (особенно после беспрецедентного административного вмешательства в экономический процесс, которое демонстрируют США, а также после отказа ряда европейских стран, включая Францию, от приватизации стратегических госактивов), что надежды на исправление деформаций российского хозяйства исключительно «невидимой рукой рынка» следует считать анахронизмом.

В этих условиях представляется неблагоприятной тенденция, в рамках которой укрепление исполнительной власти в России в ее административных ресурсах – сопровождается сокращением возможностей государства влиять на хозяйственно-экономические процессы. Доля бюджетных расходов в российском ВВП неуклонно снижается и уже оказывается гораздо ниже, чем в большинстве благополучных развитых стран мира. Однако известно, что в Новое время всегда и везде экономический рывок и масштабная трансформация хозяйственного контура экономики – осуществлялись при активном использовании механизмов «большого бюджета».

1.5. Представляется несомненным тот факт, что борьба за мировое экономическое лидерство обостряется. В частности, темпы роста и структурные хозяйственные трансформации Китая и Индии – показывают, что эпоха безраздельного экономического доминирования США, ЕС и Японии уходит в прошлое, и России придется участвовать в мировой конкуренции и мировом разделении труда на гораздо более сложных условиях.

При этом мировая аналитика показывает, что доля сырьевых и товаропроизводящих отраслей в совокупной мировой ренте неуклонно снижается, а рента от мирового финансового регулирования и отраслей высоких технологий – неуклонно возрастает. И эти тенденции создают для России вполне реальный риск последовательного отставания от мировых лидеров.

1.6. Конференция убеждена, что у нашей России есть все необходимые ресурсы и возможности для того, чтобы в достаточно короткие сроки занять одно из ведущих мест в мировом хозяйстве. Прежде всего благодаря ряду ключевых условий, которые в макроэкономике принято называть «страновыми преимуществами».

У нас есть гигантские природные (в том числе сырьевые) ресурсы.

У нас есть множество наработок и заделов мирового уровня в сфере высоких и наукоемких технологий. И есть контингент высококлассных ученых, инженеров, менеджеров, способных превратить этот потенциал в конкурентоспособные товары и услуги для мировых рынков.

У нас есть высокообразованное по мировым стандартам население, которое вполне в состоянии обеспечить отрасли современной экономики квалифицированными кадрами работников.

У нас постепенно накапливаются собственные финансовые ресурсы, а также доверие мировых финансовых рынков, которые могут обеспечить динамичное инвестиционное обеспечение ускоренного развития российского хозяйства.

2. Исходя из своей оценки ситуации, Конференция МИР постановила:

2.1. Считать основной целью деятельности «МИР» на ближайший период активное участие в разработке, совместно с государственными органами и другими заинтересованными общественными и научными организациями, комплексной стратегии мобилизации совокупного экономического потенциала России для вывода страны из зоны риска «сырьевой деградации».

2.2. С этой целью считать необходимым:

- Принимать активное участие в разработке предложений, программ и проектов, обеспечивающих соединение всех перечисленных ресурсов и потенциалов России в эффективно работающую и квалифицированно управляемую хозяйственно-экономическую систему;

- Участвовать в анализе и детальной инвентаризации совокупного потенциала России, выявлять и оценивать существующие возможности, «болевые точки» и «зоны и точки роста» во всех сегментах российского хозяйства и общества;

- Участвовать в анализе и адаптации к современным условиям отечественного и зарубежного опыта «экономических рывков», обращая особое внимание на вопросы «инновационных прорывов». Выявлять роли и возможности участия в таких «рывках» и «прорывах» государства, бизнеса, общественных институтов, широких масс населения;

- Готовить предложения по форсированному развитию технологий и отраслей – возможных «локомотивов» роста и развития российского хозяйственно-экономического комплекса, а также по обеспечению конкурентоспособности российской продукции высоких уровней передела на открытых мировых рынках;

- Оказывать реальную помощь конкретным предложениям членов «МИР» по реализации исследовательских программ, налаживанию необходимых творческих и научных связей, привлечению инвестиций, решению юридических проблем.

2.3. Продолжить обсуждение полученных научных и практических результатов на семинарах и конференциях «МИР», с приглашением экспертов, предпринимателей-практиков, представителей власти.

2.4. Направлять разработки «МИР» по указанным проблемам, а также предложения по конкретным программам, заинтересованным общественным организациям и органам власти различных уровней. Принимать участие в их организационном и практическом воплощении.

2.5. Исполкому «МИР» подготовить к публикации сборник докладов Конференции.

2.6. Исполкому «МИР» разместить электронную версию основных материалов Конференции на сайте «МИР» в Интернет.