Материалы отчетно-выборной конференции Межрегиональной общественной организации содействия демократическим реформам "Мобилизация и Развитие", состоявшейся 7 июня 2002 г.

Состояние и перспективы экономического развития России на новом этапе
Доклад Л.С.Черного на конференции Межрегиональной общественной организации содействия демократическим реформам "Мобилизация и развитие", состоявшейся 7 июня 2002 г.

Дорогие коллеги! Глубокоуважаемые гости! Дамы и господа!

Все события последнего времени указывают на то, что мировая политика и экономика после 11 сентября 2001 года необратимо и быстро меняются.

Эти изменения начались еще с разрушения прежнего двуполярного мира во главе с США и СССР. Такое разрушение привело к переосмыслению своих мировых позиций всеми великими и малыми державами. Каждая из них, выйдя из прежней системы политических, экономических, военных, технологических и культурных ориентаций на двух мировых лидеров, оказалась на своего рода распутье. И вынуждена выбирать стратегию и пути своего исторического движения.

Но одновременно те деструктивные мировые силы, возможности которых ранее были под контролем двуполярного противостояния, оказались способны выйти из подполья в разрушительное политической действие. И они показали, что внутри формирующегося нового мирового порядка сокрыт и нарастает очень мощный потенциал хаоса. Трагедия 11 сентября обнажила это с ужасающей ясностью.

Трудно отрицать, что выход на поверхность этого потенциала хаоса в определенной мере обусловлен политикой США. Америка начала строить новый мировой порядок - с позиций уверенной в своей правоте и единственной руководящей мировой силы.

Трудно отрицать, что в намечающихся контурах этого нового порядка практически не видно реальной перспективы развития для множества стран, народов, культур.

С такой заявкой США на монопольное лидерство не могли согласиться другие мировые центры силы, и, прежде всего Европейский союз и Китай. Сейчас мы находимся на стадии фактического начала нового геоэкономического и геополитического передела мира. Причем передела, в который намерены активно вмешиваться силы хаоса.

Признаков такого передела становится все больше.

Это и очевидное падение роли и значения легальных общемировых политических институтов (ООН, ОБСЕ и других).

Это и тихий, но быстро нарастающий конфликт мировых центров силы за контроль над энергетическим (прежде всего нефтяным) базисом экономического развития.

Это и начало нового этапа "торговых войн", когда каждый из "центров силы" откровенно нарушает односторонними действиями режим Всемирной торговой организации.

Это и нарастание тенденций перевода мировой торговли в режим региональных блоков и двусторонних соглашений.

Это, наконец, попытки столкнуть доллар с позиций единственной мировой резервной валюты, связанные со становлением евро и укреплением роли юаня в Азиатско-Тихоокеанской зоне.

В борьбе за ведущие роли в будущей глобальной системе главная задача мировых центров силы - это получение контроля над наиболее современными и прибыльными хозяйственными укладами - финансовыми и высокотехнологическими. А задача второй очереди - бесперебойное снабжение своих экономик энергией и сырьем.

Именно в сфере высших укладов разыгрываются основные сражения экономической войны начала XXI века. Всем ясен общий закон: мировая доля доходов от сырья и производства товаров неуклонно снижается. И те, кто не держит в руках главные рычаги управления мировым хозяйством - финансовые и высокотехнологические - обречены на неизбежное отставание и зависимость от мировых лидеров.

А вот в зоне высших укладов практически нет реальной рыночной конкуренции, и потому имеются особые возможности получения "сверхдоходов". Сейчас только США контролируют высокоприбыльные сферы мировой эмиссии резервной валюты, мирового кредита и совокупного мирового долга. Сейчас только США обладают множеством высоких технологий (военных, компьютерных, биологических и прочих), которые фактически выведены из сферы действия рыночных механизмов и приносят гигантские доходы американским корпорациям.

Россия вступает в этап борьбы между мировыми лидерами в XXI веке - сильно ослабленной затянувшимся переходом от планового хозяйства к рыночной экономике.

Безусловно, последние два года принесли стране определенные позитивные результаты.

Усилия новой команды президента Путина позволили стране решить большинство наиболее острых политических задач. Мы получили относительную социальную стабильность и определенные гарантии территориальной целостности нашего Отечества.

Благоприятные тенденции мировых цен на сырье и последствия девальвации рубля в 1998 году позволили укрепить российскую экономику. Выросли золотовалютные резервы, рубль стабилен, предприятия нарастили производство и даже, в какой-то мере, начали вкладывать деньги в его расширение и обновление.

Появились пусть пока небольшие, но реальные возможности не бросать все силы и ресурсы на затыкание первоочередных кризисных "дыр", а остановиться, оглянуться. И разработать стратегию нашего хозяйственно-экономического вписывания в "мир после 11 сентября".

В чем главные возможности и риски такого вписывания?

Думаю, в первую очередь в том, что столь необходимые стране инвестиции готовы пойти прежде всего в сферу сырья, в нефть и газ. На это указывают и многочисленные предложения со стороны компаний и банков Европы, и подписанное в конце мая президентами Путиным и Бушем "соглашение об энергетическом диалоге".

Казалось бы, очень важные и своевременные предложения. И если они реализуются - замечательно! Наш ТЭК получит возможности для развития и освоения современных технологий, и волна экономического роста пойдет по всем остальным отраслям и, можно надеяться, достигнет конечного потребителя - нашего, увы, очень небогатого населения.

Однако даже если такие инвестиции пойдут в Россию, то они - отнюдь не повод для успокоения. Как я уже говорил, мировая норма сырьевой ренты неуклонно падает. Президент Путин недавно справедливо упрекал правительство за очень скромные планы экономического роста. Но расчеты крупнейших экономистов показывают, что за счет развития ТЭК практически невозможно добиться темпов долговременного роста выше, чем 3-4% в год.

Таким образом, инвестиции в ТЭК, приводящие к усилению "сырьевой" ориентации экономики России, никогда не смогут обеспечить нам реальное повышение мирохозяйственного веса. Просто потому, что наши главные конкуренты активно осваивают и используют другие, гораздо более прибыльные, хозяйственные уклады.

Но еще важнее то, что даже высокие темпы роста за счет экспорта сырья - не обеспечат настоящего развития.

Развитие, в отличие от роста, измеряется в первую очередь не в объемах валового продукта, тоннах экспорта или километрах трубопроводов.

Развитие - это прежде всего повышение качества "человеческого потенциала". Это массовое современное образование и культура людей. Это массовая способность придумывать, проектировать и воплощать в рыночные товары новые технологии и вещи. Это массовая способность понимать происходящее в стране и в мире, и способность политически относиться к происходящему. То есть главные опоры и условия настоящей гражданственности и демократии.

И потому, при любых успехах в сырьевых отраслях, мы должны одновременно и максимально быстро искать механизмы, при помощи которых инвестиционные потоки могут быть направлены именно на развитие. В первую очередь - в сферы науки и высоких технологий, а также образования и культуры.

Мы должны срочно выявлять ключевые зоны "технологического роста", которые Россия может занять в мировом разделении труда.

Мы должны реально оценить тот "багаж" научных и технологических достижений и заделов, который может быть мобилизован для выхода нашей страны на мировые рынки высоких технологий.

Мы должны продумывать и создавать такие законодательные и другие механизмы, при помощи которых любые инвестиционные деньги обязаны в какой-то своей части попадать в инновационную сферу.

Мы должны все это делать срочно и в обязательном порядке. Потому, что иначе - неизбежно закрепление и усиление сырьевых деформаций нашего хозяйства. Потому, что иначе - неизбежна утрата нашим населением исключительно высокого по мировым меркам образовательного и социально-культурного потенциала.

Мы должны этим срочно заниматься для того, чтобы не отстать от мира "навсегда".

Конечно, у нас есть множество нерешенных острых проблем и в традиционных отраслях промышленности, и в сельском хозяйстве, и в том же ТЭКЕ, и в регионах. Все эти проблемы необходимо держать в фокусе внимания и последовательно решать.

Однако при этом ни в коем случае нельзя забывать о том, что стратегическая наша задача - не просто экономический рост, а именно развитие. Развитие, невозможное вне полноценной мобилизации инновационного задела отечественной науки и отечественного производства. Невозможное без настоящего задействования творческого потенциала, ума и таланта российских граждан.

А для этого – жизненно необходимо объединить усилия. Усилия государства, науки, бизнеса, менеджеров, усилия большинства общества.

Мобилизация и развитие не случайно вынесены в название нашей организации. Я считаю, что особое внимание в следующий период нашей работы мы должны уделять именно анализу и поиску механизмов полномасштабного включения в России инновационного процесса. Как базиса эффективной мобилизации всех ресурсов страны для развития нашего Отечества.

Благодарю за внимание.

Резолюция отчетно-выборной конференции МОО СДР "Мобилизация и Развитие"
(7.06.2002г.)

1. Заслушав и обсудив представленные доклады и выступления, Конференция констатирует следующее:

1.1. За истекшие два года социально-экономическое положение в России существенно улучшилось. Пройдя наиболее острый пик кризиса, наша страна добилась главных условий для практической реализации ускоренного развития - задачи, которую поставил президент В.Путин в своем послании Федеральному собранию. Укрепилась вертикаль государственной власти, обеспечена минимально необходимая социальная стабильность, заметно лучше стало хозяйственное положение большинства российских предприятий, принят ряд очень важных законов, резко повышающих возможности ведения в России прозрачного и эффективного бизнеса.

1.2. Несмотря на безусловное улучшение ситуации в России, пока положение нашей экономики нельзя признать благополучным.

Во-первых, и государственный, и частно-корпоративный ее сегменты - слабы и неконкурентоспособны на большинстве мировых рынков. Фактически единственные экспортные "моторы" нашего хозяйства - сырьевые и отчасти оружейные отрасли. Инвестиционный процесс и процесс обновления производства очень слабо затрагивает большинство предприятий других отраслей, что усиливает "сырьевую" деформацию российской экономической системы.

Во-вторых, по-прежнему сохраняется тенденция отказа государства от активной структурной и промышленной политики, от мощных регулирующих воздействий на экономику. После того беспрецедентного административного вмешательства в экономический процесс, которое продемонстрировали США для преодоления кризисных последствий терактов 11 сентября, упования на исправление деформаций российского хозяйства исключительно "невидимой рукой рынка" следует считать явным анахронизмом.

В-третьих, развитие событий после 11 сентября показывает, что борьба за мировое экономическое лидерство обостряется и приобретает все более резкие формы. При этом мировая аналитика показывает, что доля сырьевых и товаропроизводящих отраслей в совокупной мировой ренте неуклонно снижается, а рента от мирового финансового регулирования и отраслей высоких технологий - неуклонно возрастает. И эти тенденции создают для России вполне реальный риск последовательного отставания от мировых лидеров.

1.3. Конференция убеждена, что шансов занять одно из ведущих мест в мировом финансовом укладе Россия в ближайшем будущем не имеет.

В то же время в сфере высоких технологий у нашей страны есть не только множество наработок и заделов мирового уровня, но и контингент высококлассных ученых, инженеров, менеджеров, способных быстро и качественно превратить этот потенциал в конкурентоспособные товары и услуги для мировых рынков.

Кроме того, в России по-прежнему очень высоко образованное по мировым стандартам население, которое вполне в состоянии обеспечить высокотехнологичные отрасли квалифицированными кадрами работников.

В связи с этим Конференция считает, что сфера высоких и наукоемких технологий и их обеспечения научным, опытно-конструкторским, образовательным потенциалом - сегодня является для России главным приоритетом развития.

Только ставка на высокие и наукоемкие технологии поможет нашей стране быстро устранить структурные деформации хозяйственной системы, даст возможности форсированного развития и получения достойного места в мировом разделении труда.

Только таким образом может быть решена поставленная Президентом В.Путиным задача резкого повышения темпов роста российской экономики.

1.4. Но подобная ставка на высокие и наукоемкие технологии в современном мире не может быть реализована за счет частных инициатив общественных движений и корпораций бизнеса.

Для ее реализации требуется, во-первых, продуманная и ясная государственная стратегия, вокруг которой может и должен сложиться консенсус большинства российского общества.

Во-вторых, такая стратегия должна быть дополнена детальной и точной инвентаризацией наших научно-технологических возможностей и ресурсов и эффективной мобилизацией этих ресурсов.

А для этого требуется, с одной стороны, конкретное программирование и планирование действий в рамках такой стратегии и, с другой стороны, объединение вокруг целей и задач разработанных программ всех российских социально-политических групп - власти, национального предпринимательства, ученых, военных, управленцев, широких слоев общества.

2. Исходя из своей оценки ситуации, Конференция МИР постановила:

2.1. Считать основной целью деятельности "МИР" на ближайший период активное участие в разработке, совместно с государственными органами и другими заинтересованными общественными и научными организациями, комплексной стратегии мобилизации научно-технологического потенциала России для вывода страны из зоны риска "сырьевой деградации".

3. Для реализации поставленных целей и задач Конференция считает необходимым:

3.1. Участвовать в инвентаризации научно-технологического, интеллектуального, демографического и образовательного потенциала России, выявлять и оценивать существующие возможности, "болевые точки" и "зоны и точки роста" во всех сегментах российского хозяйства и общества;

Участвовать в анализе и адаптации к современным условиям отечественного и зарубежного опыта "инновационных прорывов", выявлять роли и возможности участия в таких прорывах государства, бизнеса, общественных институтов, широких масс населения;

Готовить предложения по форсированному развитию технологий и отраслей - возможных "инновационных локомотивов" для российского хозяйственно-экономического комплекса;

Оказывать реальную помощь конкретным предложениям ученых и предпринимателей - членов "МИР" - в выявлении и оценке возможных конкретных инновационных направлений их деятельности, налаживании необходимых экономических связей, привлечении инвестиций, решении юридических проблем.

3.2. Продолжить обсуждение полученных научных и практических результатов на семинарах и конференциях "МИР", с приглашением экспертов, предпринимателей-практиков, представителей власти.

3.3. Направлять разработки "МИР" по указанным проблемам, а также предложения по конкретным программам, заинтересованным общественным организациям и органам власти различных уровней. Принимать участие в их организационном и практическом воплощении.

3.4. Исполкому "МИР" подготовить к публикации сборник докладов Конференции.

3.5. Исполкому "МИР" разместить электронную версию основных материалов Конференции на сайте "МИР" в Интернет.

Москва, 7 июня 2002 г.